Главные ошибки фигуриста: на что обратить внимание спортсмену

Опубликовано: 29.07.2022 Время на чтение: 12 минут 5869

Фигурное катание – спорт, безусловно, очень красивый и обладающий яркой эстетикой. Но в нем также есть и огромное количество самых разнообразных нюансов, которые необходимо принимать во внимание уже на начальных тренировках. Если вовремя не скорректировать ошибки начинающего фигуриста, то он пронесет их и дальше, что непременно скажется на его технике и качестве исполнения элементов. А это уже чревато сильным снижением баллов на соревнованиях. Ведь в фигурном катании важна не только артистичность и прекрасная физическая форма. Нередко можно столкнуться с тем, что многие современные тренеры, стремясь максимально форсировать обучение своих подопечных, не обращают внимания даже на наличие серьезных огрехов. В этом случае вряд ли стоит рассчитывать на какой-либо впечатляющий результат в будущем. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки начинающих фигуристов, а также общие рекомендации для того, чтобы их избежать.

Неправильное исполнение базовых элементов проката

Считается, что наиболее важными для программы, а также сложными в исполнении на льду являются именно прыжки. Однако в фигурном катании есть масса визуально более простых элементов, в которых спортсмены также могут сделать серьезные ошибки, негативно влияющие на итоговый балл. И их ни в коем случае нельзя упускать из вида. Рассмотрим ключевые огрехи в каждом из таких элементов более детально.

Дуги. Здесь есть пара крайне важных правил техники исполнения:

  • толчок должен выполняться исключительно при помощи ребра конька, а не с использованием зубца;
  • все дуги должны быть именно на четко выраженных ребрах.

Наибольшие проблемы возникают у спортсменов, как правило, с исполнением дуг назад внутрь и вперед внутрь. Многих детей учат двигаться «елочкой», что подразумевает длительный прокат на двух ребрах и только затем переход на нужное из них. Это же исполнение они, как правило, демонстрируют и на тестах. Однако такая техника не засчитывается и считается грубой ошибкой.

Перетяжки. В данном случае внимание комиссии сосредоточено на способности фигуриста после исполнения элемента удержать занятую позицию на ключевом ребре конька. И у многих начинающих спортсменов с этим возникают проблемы, так как детям обычно очень сложно после перетяжки стоять на дуге. В качестве наглядного примера можно привести следующую ситуацию. Ребенок исполняет дугу вперед наружу, затем перетяжку, а после нее дугу вперед внутрь. Все это будет засчитано членами комиссии только в том случае, когда спортсмен сможет простоять на выездной дуге по времени не меньше, чем на дуге въезда. Слишком быстрый переход на другую ногу или же использование второй ноги в качестве дополнительной опоры будет считаться ошибкой.

Выкрюки. Если обратиться к официальной статистике, выходит, что на тестах из 100 фигуристов только 10 исполняют этот элемент по-настоящему качественно. Все остальные рисуют классические тройки. Ключевая особенность выкрюка состоит в недопустимости смены ребра на повороте конька. Это непосредственное нарушение главного требования к элементу – непрерывности линии скольжения. Если тренер не обучил ребенка правильной технике, то он будет делать только подобие выкрюка: заезд внутрь круга, смену ребра, выполнение поворота тройкой и затем повторную смену ребра. Это типичная ошибка поголовного большинства начинающих фигуристов. Следует помнить, что никакие имитации комиссия на тесте засчитывать не будет.

Скобки. Данный элемент предусматривает четкое удерживание ребра конька как до исполнения поворота, так и после. И вот как раз вторая часть и представляет наибольшую опасность. Большинство фигуристов держат ребро до поворота, а вот после уже пренебрегают этим непреложным правилом. Самым сложным вариантом для безошибочного исполнения считаются внутренние скобки, когда от спортсмена требуется держать именно внутреннее ребро конька на первой дуге и наружное уже после исполнения искомого поворота на второй. Стандартным нарушением считается отсутствие смены ребра в нужный момент. В качестве рекомендации предлагается научить фигуриста исполнять скобки раньше, чем выкрюк.

Тройки. Наиболее важным моментом для качественного исполнения данного элемента является совпадение длины дуги въезда и выезда. Тройка не будет засчитана комиссией на тесте, если это правило будет нарушено спортсменом. Ведь в данном виде спорта нет упражнения под названием «половина тройки».

Ласточки. Здесь основным недостатком считается отсутствие хореографической культуры и реберности при исполнении элемента. Есть несколько ключевых ошибок, на которые судьи обращают особое внимание:

  • нога осталась неразвернутой;
  • таз оказался поднят углом;
  • отсутствует необходимый прогиб в области поясницы;
  • колени согнуты;
  • руки не имеют правильного положения и просто висят вдоль тела.

Ласточки представляют собой спирали. Они будут засчитаны не только по уровню положения ноги, которая поднимается выше бедра, эстетичной позиции спортсмена на льду, но также еще и по реберности самого скольжения. Ласточка будет считаться выполненной неправильно и без четко выраженной дуги спирали.

Моухоки. Многие начинающие спортсмены в принципе не могут исполнить данный элемент на явно читаемых ребрах и дугах, так как их предварительно не обучили грамотно переносить центр тяжести своего тела на каждую ногу в отдельности. Именно по этой причине на тестах регулярно наблюдается скоростная перепрыжка.

Перебежки. Для качественного проката, который будет засчитан судьями, здесь требуется мягкий толчок ребром конька. А многие дети делают это исключительно зубцами. Еще в число типичных ошибок при исполнении перебежки включается отсутствие скрещения ног. Чаще всего начинающие фигуристы демонстрируют обычный бег по кругу на двух ребрах.

Тройка вальсовая трехкратная. При исполнении этого элемента комиссия на тесте непременно будет оценивать реберность, ровность и идентичность длины дуг. Спортсмены часто допускают недочет следующего формата: вторая дуга оказывается короче первой, а третья – короче второй. Причем эта ошибка настолько явная, что техника элемента смазывается и практически не читается.

Кросс-роллы. В основном грубые ошибки получаются у спортсменов при выполнении передних кросс-роллов. Многие фигуристы допускают перепрыгивание. В таком случае элемент не будет засчитан. Это происходит из-за отсутствия плавного перехода с одной ноги на другую. В процессе исполнения задних кросс-роллов спортсмен нередко ставит конек на оба ребра, а только затем уже переходит на нужное ребро. Это также будет считаться грубой ошибкой.

Крюк. Исполнение данного элемента не будет считаться правильным, если скольжение идет на плоских дугах или же вовсе по прямой линии. Упражнение смазывается, и техника не просматривается. Чтобы крюки были исполнены верно, их требуется делать только на трех ясно просматриваемых дугах. Массовой ошибкой, которая прослеживается у огромного числа начинающих фигуристов, является невозможность удержать позицию на выезде из последнего крюка. В результате в процессе проката программы происходит катание на плоских дугах и перепрыгивание поворота. А это, в свою очередь, уже становится причиной понижения уровня дорожки. В качестве рекомендации следует выделить необходимость идеального владения дугами. Без этого качественно исполнить крюк не получится.

Риттбергеровая тройка назад наружу. Ключевой ошибкой, которую допускают многие спортсмены, в данном случае является выполнение элемента без скрещения ног. При этом свободная нога остается в стороне, что мешает фигуристу сделать правильный поворот, а затем и выезд из него. Тренеру рекомендуется обратить особое внимание на подобного рода недочет. Еще она ошибка – это поворот с двух ног и перекрещением, в результате чего теряется рабочая дуга назад наружу, необходимая для выполнения прыжка риттбергер. Основной рекомендацией является обязательное скрещение ног. Без этого фигурист рискует сорвать прыжок и даже получить серьезную травму при падении на лед.

Твиззлы. Здесь необходимо обратить внимание на позицию корпуса. Многие дети на тесте исполняют повороты без втягивания в себя таза. Это серьезно затрудняет движение и сказывается на качестве выполнения элемента. Если эту ошибку не устранить, то в дальнейшем спортсмен просто не сможет вращаться в прыжке. Даже если все повороты будут откатаны в целом нормально, судьи не засчитают твиззлы без хорошей техники.

Петля. С петлями наружу обычно проблем не возникает. А вот с внутренним вариантом уже все намного сложнее. Как показывает практика, особенно тяжело даются начинающим фигуристам передние внутренние петли. Даже если имеет место въезд в петлю, то уже у 80 % спортсменов выезд отсутствует как таковой. Именно в этом элементе особенно заметны все минусы техники исполнения:

  • висят руки;
  • не работают как надо плечи;
  • отсутствует скручивание корпуса;
  • не работает колено опорной ноги.

Основной рекомендацией для устранения серьезных ошибок в данном случае является качественное обучение базовым навыкам, в частности дугам. Удобнее всего петли выполнять через перетяжку.

Чоктау открытый вперед наружу – назад внутрь. Главным недостатком у спортсменов, которые стараются выполнить данный элемент, считается недодерживание первой дуги вперед наружу и переход в ее конце на внутреннее ребро конька. В результате подобного нарушения техники смена ноги исполняется в неправильной последовательности – с внутреннего ребра на внутреннее. А это уже моухок, а не чоктау. Такой элемент судьями засчитан не будет. Тренеру в обязательном порядке нужно строго следить за участием именно наружного ребра в процессе скольжения вперед и внутреннего – при движении назад.

Ошибки в исполнении прыжков

Прежде всего необходимо понимать, что спортсмен должен непременно обучиться качественно выполнять все базовые элементы. Только в этом случае можно постепенно приступать сперва к одинарным, а затем и к более сложным прыжкам в несколько оборотов. В противном случае фигурист будет их срывать, что повышает риск возникновения серьезных травм. Ключевой рекомендацией для грамотного исполнения прыжков является контроль за вращениями и подводящими движениями. Любая ошибка здесь непременно приведет к срыву элемента. У каждого прыжка есть несколько наиболее распространенных ошибок, которые делают практически все начинающие спортсмены. Рассмотрим их подробно.

Аксель, или перекидной прыжок. Он демонстрирует техническую подготовленность спортсмена. Типичной ошибкой при выполнении акселя в два с половиной оборота у фигуристов является выезд не по фронту скольжения, а назад. Таким образом, спортсмен выезжает практически в то же самое место, откуда и начиналась дуга наезда. Это говорит о том, что тренер не обучил своего подопечного правильно переносить центр тяжести тела на маховую ногу с толчковой. При этом пируэт в воздухе должен быть выполнен именно вокруг маховой ноги. Если его сделать недостаточно широко, то вперед спортсмен уже не улетит. Максимум получится откат назад, так еще и с наклоном. Подобное исполнение такого прыжка засчитано судьями не будет. Второй важный момент – работа рук. Если сразу начать их складывать в группировку, проигнорировав мах, это тоже приведет к ошибке в исполнении элемента.

Тулуп. Между этим прыжком и предыдущим практически нет ничего общего. Однако при прокате начинающих фигуристов нередко можно заметить подозрительную схожесть тулупа с акселем. Это и есть самая грубая ошибка в исполнении данного прыжка. Она заключается в том, что фигурист ставит ногу для совершения толчка, после чего разворачивает корпус по ходу движения вперед и затем совершает мах. Такая последовательность не является характерной ни для одного из этих двух прыжков. Также в процессе разворота в прыжке теряется половина оборота. В результате спортсмен прыгает на пол-оборота меньше, что непременно приведет к снижению оценки за исполнение данного элемента программы. Чтобы устранить такое нарушение, тренеру необходимо научить подопечного классическому тулупу в пол-оборота. Это будет являться хорошим подводящим движением для исполнения более сложного прыжка. Также рекомендуется следить за положением плеч. До отталкивания они должны быть развернуты в центр круга.

Флип. На этом прыжке чаще всего можно видеть неправильное ребро. Основной его причиной становится неправильная позиция плеч спортсмена в процессе исполнения данного элемента программы. Чаще всего фигурист слишком торопится сделать вращательное движение, в результате чего уходит корпус. По итогу меняется и ребро. Чтобы избежать подобного нарушения техники, сперва должен идти толчок и только после него уже вступать плечи. Чтобы фигуристам было проще обучаться флипу, рекомендуется для начала провести тщательную работу над ошибками при исполнении базовых элементов проката, в частности дуг. Ведь некоторые спортсмены даже после 3–4 лет профессионального обучения тренером зачастую даже не могут ровно устоять на внутреннем ребре конька в процессе исполнения внутренней дуги назад. А это уже серьезная причина отказаться от начала работы с прыжками. Ведь в противном случае возникает существенный риск не просто сорвать элемент, но еще получить серьезную травму.

Сальхов. Данный прыжок считается относительно несложным. Не зря же его, как и тулуп, первыми стали выполнять в четверном варианте. Однако ошибки в процессе изучения сальхова могут сделать его для начинающего фигуриста поистине невыполнимой задачей. Ключевой ошибкой в этом случае является начало скручивающего движения плечами еще на поверхности льда (перед непосредственным толчком ногой в прыжок). А правильная последовательность должна быть прямо противоположной. Сперва идет мощный и уверенный толчок, а уже затем скручивание. Если спортсмен уже закрепил этот неправильный навык в своей технике, избавиться от него будет крайне проблематично.

Чтобы в сальхове не было серьезных ошибок, являющихся основанием для отказа судей засчитывать прыжок, фигуристу рекомендуется сперва научиться качественно делать тройки. Есть и еще один недочет, который нередко возникает в момент поворота. Спортсмен еще больше садится в ногу, а не поднимается на ней с выпрямлением колена.

Риттбергер. Это довольно сложный по своей технике прыжок, требующий от спортсмена очень качественной подготовки. Он базируется на тройке назад наружу, с которой справляется далеко не каждый юный фигурист. Чтобы риттбергер получился правильным, а риск срыва и падения с него свелся к минимуму, рекомендуется сперва научить подопечного качественному выполнению троечного поворота назад наружу. Это необходимо делать с двумя скрещенными вместе ногами. В таком случае плечи будут работать правильно. Когда свободная нога сильно отведена в сторону от опорной, то в процессе прыжка плечи попросту уйдут вслед за этой ногой. Прыжок будет сорван, элемент не засчитан, а спортсмен наверняка упадет с него на лед и получит неприятную травму. Большинство тренеров с многолетним стажем советуют не начинать учить ребенка прыгать риттбергер, пока он не будет уверенно исполнять тройку и разминочный шаг в виде этих самых поворотов.

Лутц. Вся красота исполнения этого прыжка заключается по большей части в технике раскручивания плечами на наружной дуге. Это довольно сложно и дается далеко не каждому спортсмену. Однако для того, чтобы судьи засчитали лутц, достаточно выполнить его следующим образом: в последний момент сменить ребро конька и сделать прыжок. Ведь короткая и крутая дуга въезда означает простоту пируэта для спортсмена. Начинающим спортсменам не рекомендуется сразу ехать на ребре, так как дуга задает большой общий наклон. В таком случае удержать плечи в правильном положении, а затем еще и раскрутиться в обратную сторону будет очень сложно. Чтобы избежать подобных ошибок в процессе изучения и исполнения лутца, нужно проконтролировать, чтобы фигурист отлично овладел кросс-роллами назад наружу. Такое упражнение учит плечи находиться в правильном положении, а также корректно перемещать центр тяжести с одной ноги на другую.

Фигурное катание – это крайне трудоемкий вид спорта. Чтобы более сложные элементы спортсмен исполнял без ошибок, они должны основываться на качественных базовых упражнениях. Это не только позволит отлично откатать программу, но также и существенно снизит риск получения травм.

 

Основано на материалах журнала «Московский Фигурист».

Поиск

Каталог

  • Всё для начинающих фигуристов
  • Акции

  • Информация

    x

    Отправьте нам Ваше имя и номер телефона, наши менеджеры свяжутся с Вами в самое ближайшее время для уточнений деталей заказа.


        * - обязательные для заполнения поля
    Информация